НЕКОММЕРЧЕСКАЯ КОРПОРАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПРЕПОДАВАТЕЛИ ИНФОРМАТИКИ ПОДМОСКОВЬЯ»

Ул. Гагарина, д.42, г.Королев, М.О., 141070

ИНН/КПП 5018179774/501801001, ОГРН 1155000002750

Тел./факс 8-495-516-99-29

e-mail: api_korolev@ut-mo.ru

 

Авилова Светлана Владимировна

Методическая разработка учебного занятия

«Учебный кейс на уроке информатики как способ формирования продуктового результата обучения»

  1. Информационный блок
  2. ФИО разработчика– Авилова Светлана Владимировна
  3. Название разработки - Учебный кейс на уроке информатики как способ формирования продуктового результата обучения
  4. Место разработки в содержании учебной деятельности (урок, внеурочной деятельности, количество часов) – урок - 1 ч
  5. Тема урока в соответствии с тематическим планированием – Алгоритм Евклида

2. Содержательный блок

2.1.           Цель использования на уроке - совместными усилиями группы обучающихся проанализировать представленную практическую ситуацию (кейс), разработать варианты проблем, найти их практическое решение (составление алгоритма и программы), закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них

2.2.           Решаемые задачи образовательные:закрепить навык представления решения задачи в виде "алгоритм – программа", формировать умение анализировать условие задачи и выбирать из нескольких способов решения рациональный; развивающие: развивать умение искать информацию, проводить её анализ, переводить её из одной формы представления в другую; воспитательные: вырабатывать навык публичного выступления, умения представлять свой интеллектуальный продукт.

2.3.           Ключевые идеи использования активных методов обучения (подробное описание методической разработки: содержания обучения, эффективных методик и приемов работы в рамках выбранной темы (п.4.2 Положения о Фестивале).

Подготовительный этап- этап введения в кейс. Домашнее задание на данный урок: самостоятельно изучить кейс. Учитель готовит экспертов.

Перед началом урока: при входе в класс каждый учащийся получает стикер определенного цвета (создание компаний).

Организационный момент (2 мин): Здравствуйте уважаемые представители малого бизнеса, аналитики и программисты фирм по перевозке людей. На сегодняшнем форуме нам предстоит создать важный программный продукт, который в дальнейшем значительно облегчит ведение нашего бизнеса. Каждый из вас, при входе в зал заседаний получил стикер определенного цвета и перед собой вы видите столы с таким же цветом бумаги на нем. Займите, пожалуйста, места за столами в соответствии с цветами ваших стикеров.

Организация целеполагающей деятельности в форме мозгового штурма (Время на обсуждение 5 мин.+ 3 мин на защиту): Представители каждой компании в своем составе имеют – руководителя, аналитика, программиста и секретаря. (Обучающиеся распределяют данные роли внутри компании самостоятельно, подписывают визитные карточки приложение 4)

Итак, перед нами стоит проблема, описанная в кейсе и нам необходимо создать программный продукт, который будет решать задачу по подсчету количества автобусов, необходимых для перевозки детей в летние лагеря отдыха "Непоседы" и "Чайка". Чтобы сэкономить время, каждая компания будет решать задачу одним способом, а затем ее представитель презентует результат работы, и мы обсудим, чья программа более быстродейственна. Первая компания решает задачу с помощью алгоритма Евклида, вторая - методом деления, третья - решает задачу нахождения НОД разложением на множители (так как данный алгоритм сложнее предыдущих, можно подготовить эксперта, который будет оказывать помощь группе).

Работа с кейсом (20 мин). У каждой компании на столах лежат листы (приложение 2), с которыми она работает. На каждом столе находится ноутбук с презентацией (папка Презентация к уроку). После составления алгоритма, приглашается эксперт, который сравнивает полученные результаты с эталоном и выставляет баллы. Далее компания работает с программой PascalABC, по завершении определяет время работы программы, вписывает его в лист, заполняет трассировочную таблицу и определяет докладчика.

Организация презентаций (5 мин). Докладчик каждой компании демонстрирует программу, проводит ее комментирование, объявляет время работы программы.

Организация общей дискуссии (5 мин). Уважаемые руководители, мы увидели работу каждой компании, и теперь нам предстоит решить, чья программа более эффективна, менее трудоемка. Для этого необходимо посчитать число шагов в организации цикла, используя трассировочную таблицу, сравнить время работы программы и сделать выводы. Прошу высказываться.

(Варианты ответов:При работе с алгоритмом Евклида нам было легко разрабатывать алгоритм и программу, так как используется простая схема, стандартные ранее изученные операторы языка программирования.

При составлении алгоритма и программы нахождения НОД методом деления мы столкнулись с организацией сложного условия в цикле, остальное труда не составило.

При работе с третьим методом – алгоритм создания НОД мы пользовались помощью эксперта и считаем этот метод сложным для реализации.)

Выводы (2 мин): делают группы совместно (алгоритм Евклида и алгоритм нахождения НОД методом деления просты в применении, приблизительно равны по сложности и быстродействию, поэтому они более  эффективны).

Рефлексия (2 мин) (проводит эксперт): А сейчас блиц опрос, на Ваших карточках недописанные предложения, закончите их, пожалуйста

Учитель подводит итоги работы (2 мин), оценивает работу обучающихся, задает домашнее задание.

2.4.      Перечень необходимого оборудования: ПК, программное обеспечение (среда программирования PascalABC).

Дидактические средства:Обучающий кейс, стикеры и листы бумаги А4 (портрет с разлиновкой для внесения информации, заготовка для трассировочной таблицы, шаблон для работы на уроке) трех цветов, портрет Евклида, индивидуальные карточки для блиц-опроса.

3. Способы оценки достижения образовательных результатов.

3.1.           Внешняя оценка результатов ученика(как, в какой форме и кем будет организована, каков способ фиксации оценки): первичную оценку проводит эксперт, расставляя баллы в листах компаний; окончательную оценку делает учитель, учитывая оценку эксперта и личные наблюдения за ходом работы групп.

3.2.           Самооценивание учениками собственных результатов(как, в какой форме и кем будет организована, каков способ фиксации оценки) на этапе рефлексии эксперт организовывает блиц-опрос с помощью индивидуальных карточек

 

 

Кейс

Вы руководитель небольшой фирмы по перевозке людей «Эх, прокачу», получили письмо по организации перевозки детей на летний отдых в два детских оздоровительных лагеря: «Непоседы» - 420 мест, «Чайка» - 462 места. Парк автобусов у вас невелик (меньше 10, все автобусы одинаковой марки с одинаковым количеством мест) и в случае нехватки вы берете автобусы в аренду у соседней автокомпании. Вам необходимо рассчитать, сколько автобусов с одинаковым числом мест необходимо, чтобы доставить всех детей в эти два лагеря за один рейс, (причем все места были заняты, и никто не стоял) и если окажется, что автомобилей вашего парка не хватает, сколько автобусов необходимо взять в аренду у соседней автокомпании.

Вопросы для работы с кейсом

  1. Каковы основные этапы решение задач на компьютере?
  2. Какие дополнительные знания вам нужны для составления математической модели?
  3. Сколько способов решения имеет ваша математическая модель?
  4. Какие алгоритмические конструкции войдут в вашу блок-схему?
  5. Какие операторы языка программирования PascalABCВам понадобятся?
  6. Как вы организуете дружественный интерфейс программы?

Источники для поиска информации

  1. Паронджанов В.Д., Учись писать, читать и понимать алгоритмы, Алгоритмы для правильного мышления, Основы алгоритмизации, Лабиринт, 2012.
  2. Рубанцев В. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УРОКИ С ПАСКАЛЕМ, или PascalABC.NET для начинающих, 2013 (электронный вариант)
  3. Энциклопедия для детей. Том 22. Информатика.
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki

 

 

Приложение 2

Вы руководитель небольшой фирмы по перевозке людей «Эх, прокачу», получили письмо по организации перевозки детей на летний отдых в два детских оздоровительных лагеря: «Непоседы» - 420 мест, «Чайка» - 462 места. Парк автобусов у вас невелик (меньше 10, все автобусы одинаковой марки с одинаковым количеством мест) и в случае нехватки вы берете автобусы в аренду у соседней автокомпании. Вам необходимо рассчитать, сколько автобусов с одинаковым числом мест необходимо, чтобы доставить всех детей в эти два лагеря за один рейс, (причем все места были заняты, и никто не стоял) и если окажется, что автомобилей вашего парка не хватает, сколько автобусов необходимо взять в аренду у соседней автокомпании.

Введем обозначения и впишем тип переменных: (1 балл)

Число мест в лагере «Непоседа» - N – _____________тип

Число мест в лагере «Чайка» -CH – _____________тип

Количество автобусов в парке – КА – _____________тип

Количество автобусов, взятых в аренду – АА – _____________тип

Другие промежуточные переменные (если необходимо)_____________

Составим план решения задачи: (1 балл)

Дано:

 

Надо:

 

Форма выдачи результатов:

 

Разработка математической модели:

 

Разработка алгоритма: (3 балла)

Перед тобой множество элементов блок-схемы (на экране), необходимо собрать блок-схему алгоритма выбранного способа нахождения НОД.

Блок-схема:

Сравнить с эталоном

Программирование: (3 балла)

Переведи полученную блок-схему на язык программирования (PascaiABC)

Тестирование и отладка: (1 балл)

Проведите синтаксическую, семантическую отладку. Проведите тестовые расчеты и анализ результатов тестирования. Заполните трассировочную таблицу.

Время работы программы__________

Презентация программы: (2 балла)

 

 

 

Визитнаякарточка