Ул. Гагарина, д.42, г.Королев, М.О., 141070
ИНН/КПП 5018179774/501801001, ОГРН 1155000002750
Тел./факс 8-495-516-99-29
e-mail: api_korolev@ut-mo.ru
Цель кейс–технологиизаключается в том, чтобы научить учащихся, как индивидуально, так и в составе группы:
анализировать информацию, структурировать ее для решения заданной задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать идеи, пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать алгоритм действий
Кейс-технология – это интерактивная технология для обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций.
Урок информатики с применение кейс технологии
Тема урока Создание в MSExcel интерактивной математической модели,
исследование с её помощью параметров движения тела
под действием сил тяжести, вектора начальной скорости,
высоты места, с которой запущено тело.
Подготовка к уроку: Домашнее задание: Повторить соответствующую тему из физики «Движение тела брошенного под углом к горизонту»
Учащиеся должны иметь навыки работы с MSExcel
Перед началом урока провести разбиение класса на команды по 4 человека.
1 Цель: Создание с помощью таблицы MSExcel интерактивной математической модели в виде цепочки взаимосвязанных формул.
Применение модели для исследования явлений из реальной жизни. Найти ситуации, где в реальной жизни может быть использована наша модель для проведения исследований.
2 Этап моделирования.
2.1 Создание модели
Краткое обсуждение теории полета тела брошенного под углом к горизонту.
Разложение скорости на вертикальную и горизонтальную составляющие, как они будут изменяться во время полета. Создание цепочки формул с помощью, которых будут взаимосвязаны все параметры:
Vн – скорость β-угол ветораскорости относительно горизонта плоскости g,-ускорение свободного падения t1-время взлета , h –высота верхней точки взлета, h1- высота точки запуска , t2-время падения, S= дальность полёта
Для этого мы должны описать с помощью формул этапы полета:
Взлет - на максимальную h и время взлета t 1
Падение - время падения t 2 с высоты h + h1 (h1 - высота точки запуска) -
Ввести - формулу определения дальности полета S
Создав формулы, вписываем их в ячейки таблицы MSExcel
t 1= формула определения времени взлета
h = формула определения высоты взлета
t 2= формула определения времени падения
S = формула определения времени падения
Вводим формулы в подготовленную форму модели
После введения в формулы значений параметров модели Vн, β,g, t1, h, h1, t2
Мы получаем математическую модель из 4-х взаимосвязанных формул, которая объединяет все параметры полета Математическая модель создана
2.2 Проверка адекватности модели.
Вопрос № 1 к учащимся. По каким параметрам полета можно проверить адекватность – правильность математической модели?
|
Вопрос №2
Какое значение угла β обеспечит максимальную дальность полета
|
Вопрос №3
С помощью, какой процедуры MSExcel можно проверить утверждение (ответ №2)
|
Задание №1 Проверить утверждение S = макс при β=45 с помощью процедуры поиск решения, и времена взлета и падения равны t1= t2
Учитель Проверяет адекватность моделей созданных группами учащихся и запуск процедуры поиск решения .
|
3 Проведение исследований с помощью модели
3.1 Исследование влияния высоты точки запуска на параметры полета.
Вопросы, на которые нужно дать устно чисто теоретический ответ.
Вопрос № 4
Если мы увеличим h1, что произойдет с дальностью полета,
она увеличится или уменьшиться?
Вопрос № 5 Угол оптимального вылета β=45 останется прежним или
изменится, если изменится, то в какую сторону.
Задание №2
Проверить на модели правильность своих предположений.
Объяснение полученных результатов.
Вопрос № 6
Дальность полета увеличивается с увеличением высоты точки вылета.
Дать теоретическое обоснование данного факта.
Оптимальный угол уменьшается с увеличением высоты точки вылета.
Дать теоретическое обоснование данного факта.
|
Задание 3. На проверку навыков применения созданной модели:
Определить необходимый угол вылета тела, чтобы оно при определенных Vн, h1, пролетело заданное расстояние S.(задается учителем)
4. Творческое задание. Использование данной модели в ситуации из реальной политической жизни мира
Сообщение СМИ
29 ноября 2017 КНДР провела новый пуск баллистической ракеты, которая преодолела около 1000 км и упала в исключительной экономической зоне Японии. При этом максимальная высота её полёта превысила 4000 км
Запуск ракеты произведен был под углом близким к вертикальному.
Задание 4. Определить максимальную дальность полета, которую может достичь эта ракета
Вопрос 7. Какие параметры определяют дальность полета
|
Сформировать условие задачи:
Что дано:
Что нужно найти
|
Задание 5
Определить с помощью модели скорость ракеты запущенной 29 ноября 2017 в КНДР
|
Задание 6
Определить возможную максимальную дальность полета ракеты
Подсказка учащимся.
Вы, вероятно, видели по ТВ, как происходит пуск ракеты.
Она сначала поднимается вертикально и затем изменяет угол полета.
Вопрос 7
Зачем ракета изменяет угол?
|
|
Вопрос 8
С какой целью КНДР запустила ракету и сообщила характеристики полета в СМИ?
|
Вопрос 9
С какой целью президент США Д. Трамп угрожает КНДР нападением вплоть до применения ядерного оружия.
|
Вопрос 10
Давайте, прямо сейчас оценим, достигнет ли ракета с дальностью полета 10-12 тыс. км территории США.
Что для этого нам нужно, Как измерить расстояние от КНДР до США (Вашингтон, Нью-Йорк)
|
Вопрос 11
Почему трасса полета ракеты «кривая», проходит через Россию и Канаду её могут сбить?
|
Вопрос 12. На эрудицию (дополнительные - баллы) дополнение к 11 вопросу
- На какой максимальной высоте ПРО России C-400, С-500 , Patriot (США) могут сбить ракету
- Могла ли американская ПРО Patriot сбить ракету КНДР
Подведение итогов.
Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке, как изменилось у вас отношение к моделированию как методу познания? Интересно ли вам было обсудить политические аспекты, затронутые на уроке?
Методика оценки результатов
Оценивается команда в целом – все получают одинаковую оценку.
Так как я использую рейтинговую накопительную методику оценки, поэтому каждое задание и вопрос в зависимости от сложности оценивается в баллах. Оценивается выполнение заданий и ответы на вопросы отдельно:
Задание №1-2б, Задание №2-2б, Задание № 3 3б, Задание № 4 3б, Задание № 5 4б, Задание № 6 4б
Макс- 18 баллов. При выполнении заданий можно брать помощь других групп или помощь учителя при этом минусуются баллы.(-1 -1 -2 -2 -3 по количеству обращений)
Перевод баллов в 5 систему 3 > 50%, 4 > 70%, 5- > 85%, 5 > 90%,
Каждая команда дает самооценку за работу над заданиями
Вопрос №1-1б, Вопрос №2-1б, Вопрос №3-2б, Вопрос №4-1б, Вопрос №5-2б, Вопрос №6-4б,
Вопрос №7-1б, Вопрос №8-2б, Вопрос №9-2б, Вопрос №10-2б, Вопрос №11-2б, Вопрос №12-3-4б,
Итого 20-24 баллов. С учетом дополнений могут быть дополнительные баллы
Перевод баллов за ответы на вопросы в 5 систему 3 > =3б , 4 >= 5б, 5 > = 7 б, (7*4=24)
Все баллы за ответы выставляются в рейтинговый журнал, в школьный портал выставляются только 4 и 5. портал. Итоговая рейтинговая оценка выставляется в Школьный портал через дробь 5/4