НЕКОММЕРЧЕСКАЯ КОРПОРАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПРЕПОДАВАТЕЛИ ИНФОРМАТИКИ ПОДМОСКОВЬЯ»

Ул. Гагарина, д.42, г.Королев, М.О., 141070

ИНН/КПП 5018179774/501801001, ОГРН 1155000002750

Тел./факс 8-495-516-99-29

e-mail: api_korolev@ut-mo.ru

Квест по информатике
Хасаншина Нафиса Закиевна

5-10 классы. (2 урока).

Цели игры:

  1. Привитие интереса к информатике.
  2. Проверка знаний, расширение кругозора и развитие интеллекта учащихся.
  3. Развитие у школьников навыков хорошего поведения в обществе, общения, совместной деятельности, ответственности за коллектив и его сплочение.

Участники: Ученики одного класса. 3 команды по 6-8 человек, болельщики, ведущий, жюри.

Оборудование: компьютеры, локальная сеть, карточки с заданиями (в бумажном и электронном видах), проектор.

Квест может проводиться как в средних, так и в старших классах. Задания подбираются в зависимости от возраста и уровня подготовки учеников.

В ходе жеребьевки команды получают задания. Перед игрой каждая команда выбирает название и капитана. Капитан берет на себя руководство своей командой: поддерживает дисциплину, распределяет задания между членами команды, контролирует сохранение выполненных заданий в локальной сети.

За каждое задание команда получает очки.

Выигрывает команда, которая набрала большее количество очков.

1 урок – жеребьевка, выполнение заданий. Если участник выполнил свое задание, он помогает другому члену команды. Все выполненные задания команда сохраняет в электронном виде по указанному адресу в локальной сети.

2 урок – презентация выполненных заданий. Подведение итогов, награждение.

Задания:

  1. Анаграмма: из данного слова получить новые слова.

Уровень 1 (5-6 классы)

Даны слова или словосочетания. Необходимо из их букв по правилам анаграммы сформировать любые новые слова. Эти правила следующие: в формируемом слове каждая буква должна встречаться не большее число раз, чем она встречается в заданном слове (словосочетании). Например, из слова монитор можно получить слова тор, ром, мир, рот и др., но нельзя получить слово ротор (в слове монитор только одна буква р).

Пример: Блокиратор. Можно получить слова: блок, тор, бит, ток, лоток.

Исходные слова:

Уровень 2 (7-8 классы)

Даны слова или словосочетания. Необходимо из их букв по правилам анаграммы сформировать слова, связанные с информатикой. Эти правила следующие: в формируемом слове каждая буква должна встречаться не большее число раз, чем она встречается в заданном слове (словосочетании). Например, из слова монитор можно получить слова тор, ром, мир, рот и др., но нельзя получить слово ротор (в слове монитор только одна буква р).

Пример: Блокиратор. Можно получить слова: блок, тор, бит, ток, лоток.

Исходные слова:

КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬ

МАШИНОСТРОИТЕЛЬ

МОСТОСТРОИТЕЛЬ

ГИДРОСТРОИТЕЛЬ

ГРАДОСТРОИТЕЛЬ

ТИРАЖИРОВАНИЕ

Уровень 3 (9-10 классы)

Задание то же, что и для уровня 2. Дополнительно: каждому сформированному слову дать определение (объяснение).

  1. Цепочка слов, или словесное домино

Перечисленные слова следует расположить, соблюдая следующее правило: очередное слово должно начинаться на букву, которой оканчивается предыдущее слово (без учета мягкого знака).

Уровень 1 (5-6 классы)

Абак, дюйм, килобайт, монитор, отладка, процессор, радио, разряд, рамка, транслятор.

Ответ: процессор - радио - отладка - абак - килобайт - транслятор - разряд - дюйм - монитор – рамка.

Уровень 2 (7-8 классы)

Перечисленные слова следует расположить, соблюдая следующее правило: очередное слово должно начинаться на букву, которой оканчивается предыдущее слово (без учета мягкого знака).

Абак, адрес, алфавит, дорожка, дюйм, Евклид, килобайт, монитор, отладка, процессор, радио, разряд, рамка, тире, транслятор.

Ответ: процессор - радио - отладка - абак - килобайт - транслятор - разряд - дюйм - монитор - рамка - алфавит - тире - Евклид - дорожка – адрес.

Уровень 3 (9-10 классы)

Задание то же, что и для уровня 2. Дополнительно: каждому слову дать определение (объяснение).

Ответ: "Мозг" компьютера – вид связи – поиск и исправление ошибок в разрабатываемой программе – вычислительное устройство у древних греков и римлян, похожее на счеты – единица измерения информации – системная программа, переводящая прикладную программу на машинный язык – позиция в записи числа – единица измерения диаметра дискет – устройство для ввода информации в персональном компьютере – прямоугольник, ограничивающий меню и т.п. – совокупность символов, используемых в языке – знак препинания – древнегреческий математик – участок магнитного диска в виде двух концентрических окружностей, образуемый при разметке диска – порядковый номер байта оперативной памяти.

  1. Все смешалось…

Словосочетания из двух слов, относящиеся к информатике и к устройству и работе компьютера, были разбиты на две части, текст каждой из которых записали на карточки. После этого карточки были перемешаны.

Уровень 1 (5-6 классы)

Указать правильные словосочетания. Например: Norton Commander.

Norton

оперативная

Commander

память

локальная

компьютер

информации

сетевая

носитель

плата

сети

электронная

клавиша

виртуальная

материнская

реальность

корневой

почта

персональный

плата

функциональная

каталог

администратор

сеть

Ответы:оперативная память; локальная сеть; персональный компьютер; сетевая плата; носитель информации; администратор сети; электронная почта; функциональная клавиша; виртуальная реальность; материнская плата; корневой каталог.

Уровень 2 (7-10 классы)

Указать правильные словосочетания. Например: Norton Commander.Объяснить каждое словосочетание.

Norton

кодирование

операционная

память

центральный

оперативная

Commander

процессор

лицензионная

информации

система

программа

локальная

компьютер

информации

сетевая

носитель

плата

сети

электронная

клавиша

виртуальная

материнская

реальность

корневой

почта

персональный

плата

функциональная

каталог

администратор

сеть

 

Ответы: кодирование информации; операционная система, центральный процессор; лицензионная программа; оперативная память; локальная сеть; персональный компьютер; сетевая плата; носитель информации; администратор сети; электронная почта; функциональная клавиша; виртуальная реальность; материнская плата; корневой каталог.

  1. Шифрованная записка

Расшифровать закодированное сообщение, если известен ключ шифра.
Например: 1000   8   1   3   32   1000   1000   1965   8   16   6  

Ключ шифра:

Примечание: Команды получают таблицу с частично заполненным (1, 2 уровень) или незаполненным (3 уровень) вторым столбцом. Цель задания: заполнив второй столбец, найти числа, указанные в "шифрованной записке" и соответствующие им буквы, расшифровать сообщение.

 

<вопросительный знак>

1642

– год создания Блезом Паскалем первой суммирующей машины

<восклицательный знак>

1871

– год создания Чарльзом Бэббиджом "Аналитической машины"

<запятая>

1965

– год создания компьютеров третьего поколения (элементная база – малые интегральные схемы

<пробел>

8

– количество бит в 1 байте

<тире>

2018

– текущий год

<точка>

1953

– год создания компьютеров второго поколения (элементная база - транзисторы)

А

6

– пол дюжины .

Б

8192

– количество бит в 1 килобайте

В

11

– номер гимназии, в которой Вы учитесь.

Г

1

– номер этажа, на котором находится спортзал.

Д

2

– номер этажа, на котором находится библиотека.

Е (Ё)

3

– номер этажа, на котором находится учительская.

Ж

24

– две дюжины

З

3600

– количество секунд в 1 часе.

И (Й)–

1000

количество граммов в 1 килограмме.

К

10

–количество учебных компьютеров в мультимедийном классе гимназии.

Л

1024

– количество байтов в 1 килобайте .

М

4

– количество этажей в здании гимназии.

Н

32

– количество белых клеток на шахматной доске.

О

33

– количество букв в русском алфавите

П

16

– количество бит в 2 байтах.

Р

700

– стандартный объем диска СD (в Мб).

С

101

– число «5» в двоичной системе счисления

Т

15

– «F» - в 16-ричной системе счисления соответствует числу …….. в 10-ричной системе счисления

У

31

– количество дней во втором месяце зимы

Ф

2,54

– сколько сантиметров в 1 дюйме?

Х

27

– 3 в кубе

Ц

9

– номер месяца в году – начало учебного года

Ч

12

– количество месяцев в году

Ш

7

– количество дней в неделе

Щ

3,14

– число пи

Ъ

19

– век, когда был создан первый арифмометр – механическое счетное устройство

Ы

256

– количество символов, которое может быть закодировано в 8 битах

Ь

60

– количество минут в 1 часе.

Э

1946

– год создания первой в мире электронно-вычислительной машины ENIAC

Ю

1982

– год создания первых персональных компьютеров фирмой IBM

Я

1971

– год создания фирмой Intel первого в мире микропроцессора.

 

Вариант 1

33   1965   8   101   10   33   1024   60  10   33   8   32   6   4  8   33   3,5   10   700   256   3,5   1000   1000   8   12   31   2   32   256   27

Ответ: О, сколько нам открытий чудных

Вариант 2

1   33   15   33   11   1000   15   8   16   700   33   101   11   3  3,14   3   32   60   1971   8   2   31   27   1965

Ответ: Готовит просвещенья дух,

Вариант 3

1000   8   33   16   256   15   2018   8   101   256   32   8   33   7   1000   8192   33   10   8   15   700   31   2   32   256   27   1965

Ответ: И опыт – сын ошибок трудных,

Вариант 4

1000   8   1   3   32   1000   1000   1965   8   16   6   700   6   2   33   10   101   33   11   8   2   700   31   1   1965

Ответ: И гений – парадоксов друг,

 

Как видно, команды должны разгадать одну из зашифрованных строк Пушкинского стихотворения:

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг,

И случай – Бог-изобретатель…

А.С. Пушкин

Литература:

  1. Златопольский Д.М. Интеллектуальные игры в информатике. – Спб.: БХВ - Петербург,  2004
  2. Зубрилин А.А. Занимательные задачи на уроках информатики / Информатика в школе. Приложение к журналу "Информатика и Образование" №5 – 2004. – М.: Образование и Информатика, 2004