НЕКОММЕРЧЕСКАЯ КОРПОРАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПРЕПОДАВАТЕЛИ ИНФОРМАТИКИ ПОДМОСКОВЬЯ»

Ул. Гагарина, д.42, г.Королев, М.О., 141070

ИНН/КПП 5018179774/501801001, ОГРН 1155000002750

Тел./факс 8-495-516-99-29

e-mail: api_korolev@ut-mo.ru

Иванова Надежда Николаевна, учитель информатики, МБОУ «Серединская СОШ»
  1. Информационный блок

Методическая разработка внеурочного мероприятия в рамках Недели информатики для 8 – 9 классов, в которой большое внимание уделяется межпредметным связям и воспитанию патриотизма обучающихся.

Тема: «Информационные процессы в нашей жизни».

  1. Содержательный блок

Цель: активизация внеклассной работы обучающихся по предмету, взгляд на предмет с другой стороны; поиск вопросов, которые могут заинтересовать детей, пригласить познакомится с предметом глубже, чем предусмотрено программой; демонстрация межпредметных связей, актуализация общеучебных навыков. В соответствии с целями подобраны и задания. Их можно разделить на три группы: поисковые, соревновательные и учебные.

Задачи:

обучающие:

развивающая:

воспитательные:

Оборудование:

Литературные и интернет-источники, используемые при подготовке мероприятия.

  1. Журнал «Информатика в школе», 2011, № 9.
  2. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. 5 – 9 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  3. Угринович Н. Д. Информатика ИКТ. 10 – 11 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/.
  5. Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании". http://www.ict.edu.ru/.

План занятия.

  1. Организационный этап.
  2. Подготовительный этап.

Формулировка темы.

  1. Основной этап.
  2. Получение информации.
  3. Хранение информации.
  4. Обработка информации.
  5. Передача информации.
  6. Закрепление знаний об основных информационных процессах.
  7. Определение информации.
  8. Аналогия информационных процессов в применении к человеку и к компьютеру.
  9. Музыкальное завершение мероприятия.

Ход занятия.

  1. Организационный этап.

В самом начале мероприятия на экране появляется слайд 1.

  1. Подготовительный этап.

Формулировка темы.

Обучающиеся узнают тему, выполнив следующее задание (демонстрируется слайд 2)

Учитель:

Чтоб занятие начать нам,

Я задание вам дам:

За часами проследите,

Тему быстро назовите.

На слайде презентации последовательно высвечиваются части названия темы.

Ученики формулируют тему. Название темы появляется на слайде 3.

  1. Основной этап.

Учитель.Что такое информационные процессы?

После ответов учеников определение информационных процессов появляется на слайде 3.

Учитель.Информационные процессы – это любые действия, выполняемые над информацией. Рассмотрим основные из них.

  1. Получение информации

Учитель.XIXвек – век информационных технологий. Мы живем в век, перенасыщенный информацией, и умение выбрать для себя нужную информацию является важнейшим умением каждого современного человека. Получение и преобразование информации является условием жизнедеятельности любого организма. Даже простейшие одноклеточные организмы постоянно воспринимают и используют информацию, например, о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования. Любой живой организм, в том числе человек, является носителем генетической информации, которая передается по наследству. Человек воспринимает окружающий мир – получает информацию (демонстрируется слайд 4) – с помощью наблюдений, вопросов и рассуждений.

Учитель.Наблюдение – это получение информации (демонстрируется слайд 5).

Учитель.Назовите виды информации по способу получения ее человеком. В этом вам поможет слайд (демонстрируется слайд 6). В пустые прямоугольники надо вписать виды информации.

Один из учеников выполняет задание используя возможности интерактивной доски, остальные помогают. Проверка выполняется по слайду 7.

 

Игра «Светофор».

Учитель.Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. Попрошу трех желающих выйти к доске. Проведем игру «Светофор». Вам предлагается встать друг за другом. Закройте глаза.

В это время учитель надевать на головы ребят шапки – красную, желтую, зеленую.

Учитель.Ваша задача – ответить на вопрос: шапка какого цвета у вас на голове? Первым открывает глаза… (называет имя самого последнего стоящего).

Первый ученик.У меня шапка… цвета.

Учитель.Вторым открывает глаза… (называет имя стоящего в середине).

Второй ученик.У меня шапка … цвета.

Учитель.Третьим открывает глаза … (называет имя стоящего первым).

Третий ученик.У меня шапка … цвета.

Учитель.Объясните ваши ответы. Каким способом вы получили информацию? Где вы можете встретить такой набор цветов?

  1. Хранение информации

Учитель.Скажите, пожалуйста, сколько получиться при умножении 23 на 4? (демонстрируется слайд 8).

Учитель.Чем каждый из вас должен обладать, чтобы выполнить этот пример? Конечно же таблицей умножения, которую каждый должен знать наизусть. Вы должны обладать памятью.

Человек хранит информацию либо в собственной памяти (клетках головного мозга), либо на каких-то внешних носителях (например, на бумаге). Свою память мы еще можем назвать внутренней памятью, поскольку ее носитель, мозг, находиться внутри человеческого теле. Записные книжки, справочники, энциклопедии назовем внешними хранилищами информации. Они выполняют вспомогательную роль для нашей памяти. Чтобы воспользоваться информацией из внешнего источника, ее сначала нужно сделать оперативной (выучить таблицу умножения), а потом использовать по назначению (при решении примеров и задач). Оперативную информацию человек может забыт, информация на внешних носителях хранится надежнее. Книги, записи можно рассматривать как расширение памяти, как нашу внешнюю память. Значит, память может быть внешней и внутренней, долговременной и кратковременной (демонстрируется слайд 9).

Учитель.Но есть информация, которую мы забывать не вправе (звучит музыка песни «Десятый батальон» из кинофильма «Белорусский вокзал»), так как потеря этой информации приводит к повторению трагических, судьбоносных для целых государств ошибок. Вглядитесь в эти цифры (демонстрируется слайд 10).

Учитель.На слайде приведено количество людей, погибших в ряде войн. А сколько было раненых, без вести пропавших…

Помните!

Через века,

через года, –

помните!

О тех,

кто уже не придет

никогда, –

помните!

Не плачьте!

В горле

сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

павших

будьте

достойны!

Вечно

достойны!

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

жизнью просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте

достойны!

Люди!

Покуда сердца

стучаться, –

 помните!

(Р. Рождественский, отрывок из поэмы «Реквием»)

  1. Обработка информации

Учитель.В процессе достижения каких-либо целей человек принимает решения – обрабатывает информацию. Рассмотрим несколько примеров обработки информации (демонстрируется слайд 11).

Звучит музыка «Песни о далекой родине» из кинофильма «Семнадцать мгновений весны».

Задание.

Учитель.Я прочитаю для вас «перевертыш» из названия литературного произведения «Жара – синие губы» означает «Мороз – красный нос».

На экране последовательно появляются слайды 12–19: сначала появляется слайд с вопросом, а по окончании обсуждения правильный ответ появляется внизу слайда.

Содержание слайдов 12–19:

Номер слайда

«Перевертыш»

Правильный текст

Фольклор

12

У смелости уши малы

У страха глаза велики

13

Цент доллар транжирит

Копейка рубль бережет

14

Громче пара, выше леса

Тише воды, ниже травы

15

Мни чугун, пока холодно

Куй железо, пока горячо

16

Зубы из Крыма выгонят

Язык до Киева доведет

17

Представился рыжиком, вылезай из кабины

Назвался груздем, полезай в кузов

Песни

18

У леса кипарис лежал

Во поле берёза стояла

19

На поляне умер кактус

В лесу родилась ёлочка

 

Звучит музыка из кинофильма «Незнайка на Луне».

Игра «Буквенное лото».

Учитель.Загадано некоторое трехбуквенное слово, которое надо отгадать. Для отгадывания этого слова были названы три слова той же длины (с тем же количеством букв). После каждого названного слова указывается, сколько букв угадано правильно. Буква считается правильно угаданной, если в названном и в задуманном слове она стоит на одном и том же месте.

 

Задание 1. Определите зашифрованное слово по следующей информации:

ЖАР – 2 совпадающие буквы;ПАР – 2 совпадающие буквы;ДОМ – 1 совпадающая буква.

Ответ:ДАР.

Содержание слайдов 21 – 25 для заданий 1 – 5:

Номер задания

Номер слайда

Информация для расшифровки

Ответ

1

21

ЖАР – 2 совпадающие буквы;

ПАР – 2 совпадающие буквы;

ДОМ – 1 совпадающая буква.

ДАР

2

22

ВОЛ – 2 совпадающие буквы;

ГАЗ – 1 совпадающая буква;

КОЛ – 2 совпадающие буквы.

ГОЛ

3

23

БУК – 2 совпадающие буквы;

СУК – 2 совпадающие буквы;

ЛОМ – 1 совпадающая буква.

ЛУК

4

24

ЛУК – 2 совпадающие буквы;

ТАЗ – 1 совпадающая буква;

ЛИК – 2 совпадающие буквы.

ЛАК

5

25

БОР – 2 совпадающие буквы;

СЫР – 2 совпадающие буквы;

СОК – 2 совпадающие буквы.

СОР

 
  1. Передача информации

Задание (физкультминутка).

Учитель.Для знакомства со следующим информационным процессом у меня к вам просьба:

Как замечательно вы умеете передавать информацию!

Человеку постоянно приходится участвовать в процессе передачи информации. Передача может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, телевидения. Такие средства связи называются каналами передачи информации.

В процессе передачи информация может искажаться или теряться, если информационные каналы плохого качества или на линии связи действуют помехи (шумы). Многие знают, как трудно общаться при плохой телефонной связи.

Передача информации – всегда двусторонний процесс: есть источник информации и есть приёмник информации. Источник передаёт (отправляет) информацию, а приёмник её получает (воспринимает). Каждому человеку постоянно приходится переходить от роли источника к роли приёмника информации.

На следующем слайде представлена схема передачи информации Клода Шеннона.

Канал связи – это информационный объект, линия связи – физический объект.

Логические соглашения между собеседниками:

Учитель.Предлагаю вам закрепить знания об информационных процессах.

Учитель.

Девчину пытает казак у плетня:

«Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?

Я саблей добуду для крали своей

И светлых цехинов, и звонких рублей!»

Девчина в ответ, заплетая косу:

«Про то мне ворожка гадала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот,

Кто матери сердце мне в дар принесет.

Не надо цехинов, не надо рублей,

Дай сердце мне матери старой твоей.

Я пепел его настою на хмелю,

Настоя напьюсь - и тебя полюблю!»

Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Клинком разрубил он у матери грудь

И с ношей заветной отправился в путь:

Он сердце ее на цветном рушнике

Коханой приносит в косматой руке.

В пути у него помутилось в глазах,

Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

                               (Д. Кедрин, «Сердце»)

Вопросы учителя.

Учитель.Я надеюсь, сюжет этого стихотворения останется надолго в вашей памяти (долговременной памяти), так как большинство людей, прослушав такие строки, переживают эмоциональное потрясение.

  1. Определение информации

Определение информатики появляется на слайде 28:

 

Информатика– это наука о способах получения, накопления, передачи и обработки информации.

  1. Аналогия информационных процессов в применении к человеку и к компьютеру

Учитель проводит аналогию между информационными процессами в применении к живым существам и к техническим устройствам, заполняя схему:

Ученики заполняют аналогичную схему, которая имеется у них на листочках (раздаточный материал).

  1. Музыкальное завершение мероприятия

На слайде текст песни. Обучающиеся могут вместе с Учителем подпевать.

Учитель.

В жизни многое узнать,

Мир компьютеров понять –

Очень важная у вас стоит задача.

Информацию принять

И по почте передать

Постараешься – придет к тебе удача!

Информатика нужна,

Но ведь так она сложна:

Где процессор, а где «винт» –

не разберёшься.

Средства ввода всем нужны,

Да и вывода важны,

Их учи – и результата ты добьёшься!

Есть науки хороши

Для развития души,

Их и сами все вы знаете, конечно.

Информатика важна

Для развития ума.

Это было, это будет, это вечно!