НЕКОММЕРЧЕСКАЯ КОРПОРАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПРЕПОДАВАТЕЛИ ИНФОРМАТИКИ ПОДМОСКОВЬЯ»

Ул. Гагарина, д.42, г.Королев, М.О., 141070

ИНН/КПП 5018179774/501801001, ОГРН 1155000002750

Тел./факс 8-495-516-99-29

e-mail: api_korolev@ut-mo.ru

Хакатон "Разработка мобильных приложений" 

Разработала Коваленко Н.И.

Обычно термин «хакатон» определяют как форум разработчиков, во время которого специалисты из разных областей проектирования программного обеспечения (программисты, дизайнеры, менеджеры) сообща работают над решением какой-либо проблемы.

Хакатон для обучающихся ОО – мероприятие, которое должно быть, по большей части, направлено на приобщение к сфере ИКТ и разработке программного обеспечения, а также знакомство со смежными направлениями – дизайном, управлением и продвижением проектов и др.

Хакатон может реализовывать образовательные или социальные цели, но чаще всего его задачей является создание полноценного программного обеспечения. Каждый хакатон сфокусирован на определенной области, например, языке программирования, операционной системе, приложении, программном интерфейсе.

Первый школьный хакатон проводился в конце 2015 г. Школьный хакатон повторяет все этапы подобного мероприятия для взрослых:

Мероприятие длится два дня:

Значимость конкурса разработки мобильных приложений

С точки зрения значимости конкурса разработки мобильных приложений можно выделить несколько пунктов:

1. Знакомство и общение в непривычной обстановке.

Далеко не каждый обучающийся посещает мероприятия, на которых может встретить такое количество единомышленников и технических специалистов.

2. Получение, усвоение и применение новых знаний за короткий промежуток времени.

Для большинства участников хакатон – это «интенсивное погружение» в мобильную разработку, систематизация полученных знаний и применение их при реализации своих проектов.

3. Межпредметные и метапредметные связи.

Любое мобильное приложение – это не только чистая информатика и раздел «Программирование». Это гораздо более сложный организм, который нужно спроектировать, обеспечив взаимодействие составляющих его частей. За это отвечают математические модели, а их, как известно, без алгебры и теории алгоритмов не описать. В большинстве случаев в программировании применяются конечные структуры – это отсылает обучающихся к дискретной математике, математической логике и ее разделу «Булева алгебра».

Также в процессе разработки возникают и не столь очевидные связи. Например, внешний вид приложения – дизайн, казалось бы. Но нет, не только. Нужно многое продумать:

4. Навык публичного выступления.

Это очень важный пункт. Умение свободно говорить и аргументированно отстаивать свою точку зрения на публике. С таким испытанием не всегда справляются взрослые, поэтому нужно как можно больше создавать ситуаций, где учащиеся будут высказываться и отвечать на вопросы.

Формат работы с обучающимися, предполагающий ориентацию на современный рынок IT-технологий, профилизацию обучения и развитие метапредметных компетенций, может быть транслирован в любом регионе, не только в г. Москве. Хатакон как отдельную форму межшкольной проектной деятельности можно реализовать, предложив участвовать в нем обучающимся, интересующимся ИКТ и разработкой мобильных приложений.

Приложение КРИТЕРИИ допуска к защите проекта

  1. Сформированная команда.
  2. Проработанная идея приложения и его функционал.
  3. План работы команды до завершения конкурса.
  4. Презентация (не менее 5 слайдов и не более 10).

Решение о допуске команды к защите принимает куратор от компании партнера конкурса.

Требования к защите проекта мобильного приложения

Защита проекта проводится публично.

Для этого требуется подготовка презентации и доклада по проекту, в рамках которого необходимо:

Критерии оценивания проекта:

Требование к защите:

не более 6 мин, не более 10 слайдов.

Разработка мобильных приложений (приложений для мобильных устройств) – процесс, при котором приложения разрабатываются для небольших портативных устройств (карманный персональный компьютер, смартфоны или сотовые телефоны). Эти приложения могут быть предустановлены на устройство в процессе производства, загружены пользователем с помощью различных платформ для распространения программного обеспечения или являться веб-приложениями, которые обрабатываются на стороне клиента (JavaScript) или сервера.

В процесс мобильной разработки необходимо вовлекать обучающихся технологических и физико-математических профилей начиная с 10-11-х классов. Во-первых, в большинстве случаев учащиеся делают осознанный выбор профиля подготовки, и это способствует их мотивации к изучению необходимого набора технологий. Во-вторых, результатом изучения может стать приложение, которое будет работать на мобильном устройстве обучающегося и, что самое главное, может быть опубликовано в магазине приложений, где будет доступно тысячам, а то и миллионам пользователей. Это еще больше мотивирует выпускника и играет решающую роль при выборе данного направления профессиональной деятельности после окончания ОО.

Изучать мобильную разработку логичнее всего в рамках внеурочной деятельности и/или дополнительного образования и проводить занятия два раза в неделю, осуществляя промежуточный контроль путем решения стандартных задач. Именно такой подход можно считать оптимальным – обучающиеся не успевают уставать. В то же время те, кому нравится это занятие, продолжают самостоятельное изучение вне программы курса.

Внедрение мобильной разработки

Внедрение мобильной разработки возможно в несколько этапов.

1. Целеполагание. Прежде чем внедрять мобильную разработку, необходимо понять, какую цель преследует это внедрение, какие задачи будут решаться и что будет конечным продуктом (или это будет программный комплекс, или он будет вообще отсутствовать). В рамках такого курса можно показать учащимся отличия языков программирования, разницу между средствами разработки (IDE), провести по всему жизненному циклу программного продукта: от формирования требований до создания документации, внедрения и последующей поддержки разработанного программного продукта, подготовки к работе в сфере создания прикладного программного обеспечения.

После определения целей необходимо выбрать платформу и средства разработки для нее (проработать максимально подробно). Это связано с тем, что на данный момент на рынке мобильных устройств подавляющее большинство устройств работает под управление операционных систем (далее – ОС): Android, iOS, Windows. Поэтому нужно выбирать специфичные для каждой платформы инструменты разработки.

2. Выбор программного обеспечения. После того как определились с целевой платформой, следует выбрать комплект средств разработки (SoftwareDeveloperKit, SDK). Он позволяет специалистам по программному обеспечению (далее – ПО) создавать приложения:

Программист получает комплект средств разработки непосредственно от разработчика целевой технологии или системы. Комплект средств разработки может распространяться через Интернет, в т. ч. для того, чтобы побудить разработчиков использовать данную технологию или платформу.

Если в качестве целевой платформы выбрана операционная система Android, для разработки понадобятся: IntelliJ IDEA, JavaDevelopmentKit или AndroidStudio (таблица).

Программное обеспечение для разработки мобильных приложений (при выборе ОС Android)