НЕКОММЕРЧЕСКАЯ КОРПОРАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПРЕПОДАВАТЕЛИ ИНФОРМАТИКИ ПОДМОСКОВЬЯ»

Ул. Гагарина, д.42, г.Королев, М.О., 141070

ИНН/КПП 5018179774/501801001, ОГРН 1155000002750

Тел./факс 8-495-516-99-29

e-mail: api_korolev@ut-mo.ru

 

Методическая разработка учебного занятия

с использованием кейс технологии

на уроке информатики.

Учитель информатики и ИКТ

Мишкова Елена Валентиновна

 

Современное обучение использует различные технологии, включающие активные методы обучения. Одной из таких технологий является кейс-технология. При изучении отдельных разделов курса информатики и информационных технологий возможно применение этого метода.

Суть кейс-технологии состоит в том, что обучающимся дается описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Обучающиеся должны накануне занятия ознакомиться с проблемой и обдумать способы ее решения. В группе происходит коллективное обсуждение приведенного случая из практики.

         Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа. К кейс-технологиям относятся: метод ситуационного анализа; ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретных ситуаций (кейс-стади); метод кейсов; метод инцидента; метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод дискуссии.

Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач.    Кейс активизирует слушателей и позволяет выполнить практическую работу, развивая аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых "один на один" с реальными ситуациями.

Использование кейсов при изучении информационных технологий позволяет научиться организовывать обследования объекта, работать с входными и выходными данными, уметь понимать, создавать, анализировать и обрабатывать их, а также работать с неструктурированной информацией - ее поиском, проверкой, формализацией, обработкой и хранением. У обучаемых быстро развиваются необходимые навыки, позволяющие им осуществлять действия и процедуры в сфере тех информационных технологий, с которыми им придется сталкиваться во время своей практической деятельности.

Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке учеников. В процессе обучения информатике и информационным технологиям кейс выступает как объект изучения (ученики сами разрабатывают их мультимедийные разновидности) и как эффективное средство обучения.

Внедрение кейс-метода при обучении информатике и информационным технологиям позволяет на практике реализовать компетентностный подход, что развивает методическую систему информатики, обогащает содержание образовательной дисциплины.В рамках предмета информатики кейс-технологии могут быть применены касательно таких тем как: «Формы представления информации», «Виды графики», «Эстетика текста. Шрифты», «Буклет в программе MS Publisher», «Табличные информационные модели», «Информационная модель объекта», «Вирусы и антивирусные программы» и пр.

Наибольшего эффекта можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга и при эффективном руководстве групповой и межгрупповой дискуссией.

Рассмотрим  метод ситуационного анализа.

Самым распространённым на сегодняшний день является метод ситуационного анализа, позволяющий глубоко и детально исследовать проблему, то есть анализ конкретных ситуаций — глубокое исследование реальной или имитируемой ситуации. Цель метода — совместными усилиями группы учащихся проанализировать возникшую ситуацию, разработать практическое решение, окончание процесса — оценка предложенных алгоритмов, выбор лучшего из них в контексте поставленной проблемы. Могут быть также предложены для анализа уже реализованные шаги. В таком случае главным заданием будет определить (путём анализа) их целесообразность. При использовании каждого из перечисленных методов ученики получают также пакет вопросов, на которые они должны найти  ответы для понимания сути проблемы. Кроме  того, технологии кейса предусматривают как индивидуальную работу над пакетом заданий, так и коллективную, что развивает умение воспринимать мнение других людей и работать в команде.

Деятельность учителя при использовании технологии «кейс» предполагает два этапа:

первый этап

• является сложной творческой работой по созданию кейса и вопросам для его анализа. Такой вид работы осуществляется за пределами класса. Это научно-исследовательская, методическая, сложная работа. Ведь хорошо подготовленного кейса не всегда хватает для эффективного проведения занятия. Для этого необходимо тщательным образом подготовить методическое обеспечение как для самостоятельной работы учащихся, так и для проведения урока;

 

второй этап

предполагает деятельность учителя в классе, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует дискуссию, поддерживает деловое настроение

в классе, оценивает работу учеников и анализ ситуации.

 

Требования к созданию кейсов(проблемных ситуаций):

 

 

Кейсы  могут быть приведены в бумажном виде (напечатаны: могут содержать графику, таблицы, иллюстрации, диаграммы), мультимедиа кейс и видеокейс (может содержать фильм, видео- или аудиоматериалы).

 

 

Рассмотрим занятие для учащихся 9 классов: «Дизайнер» по теме «Свойства информации» и «Сбор сведений» по теме «Информационная модель объекта»,  «Буклет в программе MS Publisher».

Цель:

Определить возможности программы Publisher; ознакомиться с основными инструментами работы в программе; научиться создавать публикации; формировать личную ответственность за результат.

 

Описание ситуации

Директор компании по рекламе выдал задание  PR-менеджеру создать буклет или рекламный блок для продвижения нового продукта.

 

Вопрос кейса:

Представьте себя сотрудником дизайнерской фирмы. Предложите свой вари-

ант рекламы по выбранной тематике, которая вам нравятся. (производству компьютерных игр и программного обеспечения ).

Класс делится на три группы (фирмы) и каждой группе придумать название. Каждой группе нужно выбрать одного ученика, который собственно и будет представителем фирмы. Остальные учащиеся группа поддержки.

Учащимся раздаётся комплект источников информации. Менеджеру за 5 минут нужно на листе перечислить критерии отбора информации.

Затем менеджеру и группе по этим критериям нужно отобрать материалы.

Далее в совместном обсуждении каждая группа должна выработать общее решение, какие материалы, оборудование, характеристики предложенного продукта и почему надо отдать предпочтение именно им.

Затем ученик-менеджер защищает решение своей группы.

Кейс-метод используется во время проведения деловой игры «Сбор сведений».

Учитель обращается к ученикам: «Сейчас у нас в школе проходит «Неделя безопасного Интернета». Руководитель обращается к Вам с просьбой помочь составить сведения о использовании антивируса и защиты компьютера от вируса».

Учащиеся должны ориентироваться в теме «Информационная модель объекта» и заблаговременно собрать сведения по данной теме.  Дети делятся на три группы. На уроке желательно присутствовать  экспертам – завуч школы, классный руководитель. Информационные модели должны быть представлены в табличной форме. Учитель раздаёт комплекты материалов.Каждой команде нужно собрать сведения или обработать информацию (были разработан тест-опрос о «Сетевом Этикете», где учитывался и вопрос о защите компьютера от вирусов).

 Затем каждая команда   доказывает правильность содержания информации в таблице. Далее эксперты выбирают те информационные модели, которые они будут использовать в своей профессиональной деятельности. После чего подводят итоги дискуссии.

Работа над кейсомв классе ведется по следующим этапам:

1) Этап введения в кейс, постановки учителем основных вопросов.

Кейсы могут быть разданы каждому обучающемуся за день до урока или на самом уроке. На ознакомление выделяется 5-7 мин в зависимости от сложности кейса. Учитель начинает занятие с контроля знаний обучающимися содержания кейса.

2) Анализ ситуации (индивидуально или в малых группах).

Требование  - укладывать в установленное время. Обучающиеся выявляют проблему, вырабатывают, оценивают и выбирают оптимальное решение, готовятся к презентации. Учитель, обходя группы и давая некоторые пояснения, должен избегать прямых консультаций.

3) Этап презентации решений по кейсам.

Представление  результатов анализа кейса и его составляющих или презентация  выступает очень важным аспектом кейс-метода. Представляют решение кейса от каждой группы.

4) Этап общей дискуссии.

Учитывая ответы на эти вопросы, учитель должен прогнозировать развитие дискуссии и корректировать ее ход, ставя те вопросы и освещая те моменты, на рассмотрение которых хотели бы направить обсуждение.

5) Этап подведения итогов, завершающего выступления учителя.

 

Итак, суть  кейс-метода в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединён с другими методами обучения.

Подводя итог использования  кейс-технологии в обучении, необходимо отметить, что данный метод способствует активизации и развитию познавательных возможностей и творческих способностей обучающихся на уроках информатики.

Использованы следующие ресурсы:

  1. Видео-урок и приветствие. Председатель Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Л.Н. Бокова записала видео для участников Единого урока по безопасности в сети «Интернет» https://www.youtube.com/watch?v=yTCcfc3i5NQ
  2. Единый урок по безопасности в сети – https://единыйурок.рф
  3. В рамках Единого урока по безопасности в сети проводится Международный квест по цифровой грамотности среди учащихся среднего и младшего звена "Сетевичок 2017" -
  4. Безопасность школьников в сети Интернет - https://www.youtube.com/watch?v=9OVdJydDMbg&feature=youtu.be
  5. Социальный ролик "Безопасный интернет детям" - https://www.youtube.com/watch?v=fXJWpAqX8VU
  6. Видео Единый урок по безопасности в сети - https://www.youtube.com/watch?v=yTCcfc3i5NQ