НЕКОММЕРЧЕСКАЯ КОРПОРАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПРЕПОДАВАТЕЛИ ИНФОРМАТИКИ ПОДМОСКОВЬЯ»

Ул. Гагарина, д.42, г.Королев, М.О., 141070

ИНН/КПП 5018179774/501801001, ОГРН 1155000002750

Тел./факс 8-495-516-99-29

e-mail: api_korolev@ut-mo.ru

 

 

II. Форма предоставления методической разработки.

  1. Информационный блок
  2. Мягкова Татьяна Олеговна
  3. «Экономическая аналитика» в  рамках  темы фестиваля "Учебный кейс на уроке информатики как способ формирования продуктового результата обучения".
  4.  Тема «Информационное моделирование» - 24 ч. 16-й урок темы.
  5. Тема урока в тематическом планировании:   «Проектные задания по теме «Корреляционные зависимости»»

2. Содержательный блок

    2.1. Цели:

1)       развивающая – продолжить формирование у учащихсяаналитического и критического мышления умения анализировать и обобщать изученный материал, систематизировать полученные знания, применять полученные теоретические знания на практике. Развивать навыки самостоятельной и групповой деятельности.

2)       воспитательная - воспитание творческих и исследовательских качеств учащихся, интереса к экономике, аналитике, информационным технологиям.

3) образовательная –умение применять функцию КОРРЕЛ и оценивать результат корреляции, знание назначения регрессионных моделей, умение применятьи оценивать эффективность регрессионных моделей, знание и умение построения диаграмм в табличном процессоре.

    2.2. Задачи урока:

Обучающие:

Развивающие:

Воспитательные:

    2.3.Ключевые идеи использования активных методов обучения.

1. Организационный момент (2 мин):

- организация начала урока;

-мотивация учебной деятельности.

Форма организации работы: фронтальная

1. Приветствие, проверка отсутствующих.

2. Вступительное слово учителя: «Сегодня на уроке мы продолжим работать с корреляционными зависимостями и регрессионными моделями. На уроке мы будем на практике апробировать полученные знания по этим темам.

Перед тем как приступить к работе, давайте вспомним и подумаем, что нам может помочь из изученного материала на предыдущих уроках.»

2. Актуализация опорных знаний. (3 мин.)

Методы организации работы: беседа с использованием проблемных вопросов

Форма организации работы: фронтальная, коллективная (эвристическая беседа).

1. Вопросы учащимся: «В каком случае после корреляционного анализа можно попытаться построить математическую модель? Как она в этом случае называется? Хорошо ли вы помните тему «Регрессионные модели», проверим с помощью теста.

2. Учащиеся отвечают на вопросы.

 

3. Работа с кейсом (20 мин)

Выдача кейса:

Предлагаю вашему вниманию ситуацию, с которой мы будем работать.

«Подразделению экономической аналитики в компании Роснефть необходимо подготовиться к ежеквартальному совещанию. 3 отдела, входящие в подразделение, занимаются, соответственно, анализом стоимости нефти и изменений курса рубля, стоимости бензина и стоимости нефти и изменениями стоимости акций компании на бирже от стоимости нефти. Каждому отделу необходимо к совещанию подготовить презентацию и анализ ситуации во вверенной теме.»

Задание для учащихся: провести корреляционный анализ по статистическим данным и по возможности построить математическую модель.

Результатом работы каждой группы должна стать презентация и сообщение (не дольше 3-х минут), отвечающие на вопросы ниже, отражающие текущую ситуацию за квартал и прогноз на будущий квартал.

Проблемные вопросы:

  1. Есть ли взаимосвязь между данными, с которыми работает ваш отдел? (курс рубля к доллару/цена на нефть в долларах, стоимость бензина в рублях/цена на нефть в долларах, стоимость акций компании/ цена на нефть в долларах). Если есть, то насколько сильная?
  2. Можно ли графически представить эту зависимость и подобрать функцию для построения графика?
  3. Можно ли предсказать, как изменится ситуация по вашему направлению в следующем квартале (если нет – объяснить причину, если да – показать на графике и проанализировать изменения).

Предварительное обсуждение.

В ходе обсуждения задачи анализируются исходные данные. Класс делится на 3 группы (по 3-4 человека). В группе распределяются роли – аналитики (ищут и анализируют данные) и выступающий (готовит сообщение и презентацию).

Анализ и решение проблемы.

Участники группы рассаживаются за соседние компьютеры. Открывают созданный учителем для каждой группы файл GoogleТаблиц  в облаке. Осуществляют поиск необходимых для анализа данных в сети (например, ресурс https://news.yandex.ru/quotes/282.html, рис. 1 ) и переносят данные в общий файл в облаке (рис.2).

Рисунок 1. Пример сбора данных

 

Рисунок 2. Пример заполнения таблицы в облаке

 

 

Облачные технологии позволяют работать всем членам группы одновременно: аналитики разбивают работу на части – один вносит информацию по месяцам, второй заполняет столбец по одному типу данных, третий – по другому. Выступающий может сразу видеть актуальную информацию, готовить доклад и презентацию, забирая таблицы и построенные графики (рис. 3) из облачного файла.

 

Рисунок 3. Пример построения диаграмм в облаке

 

 

 

4. Физкультминутка (1 мин.)

Упражнения для глаз, шейного отдела позвоночника, а также для кистей рук.

 

5. Закрепление учебного материала(18 мин.):

Методы организации работы:коллективное обсуждение.

Формы организации работы: индивидуальная, коллективная.

  1. Закрепление знаний:
  2. Готовые презентации группы отправляют в сетевую папку учителя.
  3. Моделируется ситуация совещания: выступающий от каждой группы презентует полученные результаты, основываясь на проведенном группой анализе данных
  4. Результаты исследований обсуждаются другими группами, задаются вопросы.
  5. Подведение итогов. Рефлексия.

Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали обучающиеся в процессе урока, полезности лично для них полученного на уроке опыта. Второй этап рефлексии – оценочный (самооценивание и взаимооценивание учащихся, выставление оценок группе учителем по кейс-измерителю).

6.Задание на дом (1 мин.).

 

    2.4. Оборудование:

Программное обеспечение:

3. Способы оценки достижения образовательных результатов.

     3.1. Внешняя оценка результатов ученика: для оценки  результативности группы используется кейс-измеритель. В конце урока моделируется ситуация совещания, где каждая группа представляет результат работы. Оценивание ведется учителем покритериям:

 Наименование критерия

 Максимальный балл

  Активность работы всех членов группы

 От 1 до 5 баллов

Качество презентации и визуализации информации

 От 1 до 5 баллов

 Краткость и четкость изложения    

 От 1 до 5 баллов

 Этика выступления

 От 1 до 5 баллов

 Правильность и полнота отбора и анализа информации

 От 1 до 5 баллов

 Штрафные баллы (нарушение правил ведения дискуссии, некорректность поведения и т.д.)

 От 1 до 5 баллов

 Итого:

 

Набранные баллы:

от 23 до 25 – всей группе выставляет «5»

от 19 до 22 – всей группе выставляет «4»

от 14 до 18 – всей группе выставляет «3»

 

      3.2. Самооценивание учениками собственных результатов:

Самооценка и взаимооценка проводится в конце урока перед выступлением каждой группы. Учащиеся, передавая друг другу свои листы, оценивают свою роль в работе группы и роль других участников.

Имя:

Фамилия:

Самооценка моих навыков самоуправления и сотрудничества в группе (поставьте себе + или -)

Оценка другим членом группы моих навыков самоуправления и сотрудничества в группе

(поставьте сокоманднику + или -)

Вопрос

Я брал на себя руководство группой в случае необходимости,подавал идеи.

 

 

Я внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.

 

 

Я выполнял не только свою часть работы, но и помогал другим

 

 

Я завершил свою часть работы вовремя

 

 

Я общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними