НЕКОММЕРЧЕСКАЯ КОРПОРАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПРЕПОДАВАТЕЛИ ИНФОРМАТИКИ ПОДМОСКОВЬЯ»

Ул. Гагарина, д.42, г.Королев, М.О., 141070

ИНН/КПП 5018179774/501801001, ОГРН 1155000002750

Тел./факс 8-495-516-99-29

e-mail: api_korolev@ut-mo.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Учебный кейс изучения истории ЭВМ на уроке информатики как способ формирования продуктового результата обучения»

 

Новиков А.Н.

МОУ гимназия № 5

140014, Московская обл., Люберцы, Октябрьский пр-т, д.348

ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет, г. Москва

105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация

  1. Информационный блок
  2. ФИО разработчика: Новиков Анатолий Николаевич
  3. Название разработки: «Учебный кейс изучения истории ЭВМ на уроке информатики как способ формирования продуктового результата обучения»
  4. Место разработки в содержании учебной деятельности (урок, внеурочной деятельности, количество часов): 9 класс, второй урок из раздела 3. «Информационные технологии и общество» (7 ч.)
  5. Тема урока в соответствии с тематическим планированием: «История ЭВМ»

 

  1. Содержательный блок

В основе методики лежит системно-деятельностный подход, что способствует развитию универсальных учебных действий и активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Урок состоит из следующих этапов: организационный момент, актуализация субъективного опыта, постановка проблемы, сообщение нового материала при помощи общего сайта, первичная проверка понимания изученного, закрепление нового материала при помощи метода проектов, обобщение и систематизация при помощи программ совместной работы, проверка и выдача учителем нового домашнего задания при помощи «Якласс», самоконтроль и контроль при помощи презентации работ обучающимися, коррекция при необходимости,  подведение итогов, рефлексия.

Учитель должен стремиться к достижению дидактической цели урока. В дидактике определены следующие виды урока. Это урок-объяснение, когда идет сообщение обучающимся новой информации. Тренировочный урок, когда развиваются и закрепляются умения и навыки. Урок контроля и проверки. Обычно учитель достигает несколько или все из названых дидактических целей. Это связано с тем, что на уроке информатики имеются ограничения СанПиН по ограничению непрерывной работы обучающихся за компьютером. Поэтому на практике уместно проводить комбинированные уроки. Комбинированный урок отличается разнообразной структурой. Он имеет ряд достоинств: создает условия для быстрого применения новых знаний, реализации индивидуального подхода при изучении предмета; благоприятствует смене видов деятельности; обеспечивает контроль и управление над процессом обучения.

Актуальность применения новых методик и технологий при овладении предметом информатика связана с не прекращающимся бурным развитием информационных и коммуникационных технологий. Умение работать с информацией действительно становится ключевым интеллектуальным умением, лежащим в основе любой профессиональной и просто культурной компетенции. Поэтому ключевой задачей современной системы образования должна стать задача формирования этого умения. Причем речь идет об информации разных видов и на разных носителях: текстовой, иллюстративной, графической, мультимедийной. Это задача школы, задача любого образовательного учреждения

 

    2.1. Цель использования на уроке и во внеурочной деятельности: повышение активизации творческого потенциала обучающихся, чтобы они могли самостоятельно активно действовать, принимать решения в информационном обществе.

    2.2. Решаемые задачи:

  1. научить обучающихся истории ЭВМ, грамотно работать с информацией;
  2. развить в них коммуникабельность,
  3. развить способность работать в группе;
  4. научить использовать свои навыки в различных областях;
  5. развить необходимые ключевые компетенции, знания и навыки;
  6. научить самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии для достижения поставленных целей.

 

    2.3. Ключевые идеи использования активных методов обучения (подробное описание методической разработки: содержания обучения, эффективных методик и приемов работы в рамках выбранной темы (п.4.2 Положения о Фестивале).

 

Во время проведения урока планируется использовать активные методы обучения.

Активные методы обучения:

  1. Использовать элементы проблемного обучения. На основе темы урока «История ЭВМ»  совместно с обучающимися обозначить проблемное поле. Которое будет определяться в следующих границах: современная электронно-вычислительная техника, этапы её развития, значение личности в истории. Где нет вопроса или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум… Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».

Скачиваем файл «Проблемное поле.pptx» со страницы общего сайта: https://sites.google.com/site/mou5inform4/9-klass

  1. Использование технологии использования электронных обучающих ресурсов (ЭОР). Освоение нового материала с использованием ЭОР «общий сайт». На общем сайте https://sites.google.com/site/mou5inform4/9-klass  размещен файл «ИСТОРИЯ ЭВМ.docx» с необходимой информацией по изучаемой теме. Его обучающиеся скачивают и используют в дальнейшей работе на уроке. Касательно вопроса использования общего сайта на разных этапах проведения урока информатики можно определить его траекторию применения. Общий сайт это многофункциональный инструмент в руках учителя. Главное его назначение помочь учителю провести урок интересно, качественно, в формате требований ФГОС ООО. Общий сайт это сайт обеспечения сопровождения компьютерного урока. На нем размещается, только то, что нужно во время урока и во внеурочное время учителю и обучающимся. Для организационного момента подводящая к теме интересная информация, картинка. Для этапа проверки домашнего задания – вариант решения домашней задачи с ответом. Для сообщения нового материала – презентация, видео, флеш. Для этапа первичной проверки изученного – тест, кроссворд, задача. Для этапа закрепления нового материала – самостоятельная работа, мини-проект, работа в программах совместной работы. Для этапа обобщения и систематизации – вспомогательные материалы, ЭОР. При подведении итогов и рефлексии возможна демонстрация лучших работ обучающихся. Он удобен тем, что в нём почти всё есть для работы, все необходимые материалы для урока или ссылки на них. Ссылки используются, когда есть ограничения лицензионного характера или для соблюдения авторских прав. Общим он является потому, что его использование может быть разделено с другими учениками или учителями. Есть одна особенность общего сайта. Он не обязательно должен быть законченным полнофункциональным цифровым образовательным ресурсом. Он помогает учителю в проведении урока. Он может использоваться как план; как источник материалов, тестов, заданий, презентаций, методик, кроссвордов, теоретических материалов, рисунков, таблиц, видео, флэш, нужных программ, ссылок на необходимый материал; как записная книжка для хранения нужной информации; как место опубликования учебных и учебно-исследовательских проектов и любых других применений для процесса обучения и воспитания обучающихся [1].
  2. Использование технологии метода проектов. Обучающийся сам выбирает одну из тем учебного мини проекта, предложенных учителем.

Темы проектов:

1.) Родословная моего смартфона;

2.) Этапы развития вычислительной техники;

3.) История ЭВМ в лицах.

Современные учителя часто используют метод проектов в своей деятельности. Это способствует развитию продуктивного мышления, заинтересовывает и мотивирует обучающихся на самостоятельное изучение предмета, что способствует развитию универсальных учебных действий. В основном, проект коллективный. Обучающиеся разбиты на группы по 2 человека.

  1. Использование оригинальной методики «Использование программ совместной работы, общего сайта и пересылки результатов на электронную почту учителя. Для презентации результатов учебно-исследовательского проекта нужно оформить презентацию и переслать её по электронной почте на электронную почту учителю. Презентация должна содержать слайды: титульный лист, оглавление, цель, задачи, 3-5 слайдов по исследуемой теме, выводы, используемые источники.

Что относится к программам совместной работы, Это текстовый редактор, графические редакторы, табличный процессор, базы данных, различные программные среды для написания и отладки программ (Кумир, Паскаль и др.), программы для подготовки презентаций, облачные сервисы, электронная почта. Применение программ совместной работы на уроке информатики важно для формирования предметных, метапредметных и личностных УУД.

Для чего нужно задействовать пересылку работы обучающихся на электронную почту учителя? Есть несколько весомых причин. Важность умения использовать свою электронную почту определяется информатизацией общества и образования. Электронная почта приобрела такое же значение, как и персональные данные типа: фамилия, имя, отчество, адрес. Она может служить логином и способом восстановить забытый пароль для входа в личный кабинет интернет сайта; способом связи для передачи текстовой и графической информации; способом коммуникации и переписки; способом онлайн оплаты услуг.

  1. Использование технологии использования электронных обучающих ресурсов (ЭОР). Проверка домашнего задания с использованием ЭОР «Якласс». Пока обучающиеся самостоятельно работают над темой проекта, учитель смотрит, как они выполнили домашнее задание в «Якласс» [2].
  2. Просмотр полученных работ обучающихся с электронной почты. Презентация и защита обучающимися своих проектов. Выставление учителем оценок в электронный журнал.

Действия обучающихся могут иметь синхронный характер, но не исключается возможность построения индивидуальных траекторий обучения. Все обучающиеся разные, поэтому темп изучения материала у каждого свой. Преимущество использования «методики письменного электронного опроса группы обучающихся с пересылкой результата на электронную почту учителя»[3] в том, что учитель получает отчеты о результатах работы обучающихся на свою электронную почту в разное время. Он может проверить часть из них на уроке, оценив выставить отметку в электронный журнал. Заметив ошибку у некоторых обучающихся, учитель может попросить их быть внимательнее и переделать свою работу для получения достойной отметки.

  1. Выдача домашнего задания через «Якласс».
  2. Подведение итогов, рефлексия. При рефлексии достигнутых результатов появляются новые идеи, строятся новые планы, намечаются новые интересные проекты. «Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии.

 

    2.4. Перечень необходимого оборудования:

Рабочее место учителя: персональный компьютер с выходом в интернет, установленными офисными программами, МФУ, проектор, экран.

Рабочее место обучающегося (12 единиц): персональный компьютер с выходом в интернет, установленными офисными программами.

 

3. Способы оценки достижения образовательных результатов.

     3.1. Внешняя оценка результатов ученика (как, в какой форме и кем будет организована, каков способ фиксации оценки).

Результаты ученика оцениваются учителем. Оценка заносится в электронный журнал. Часть оценок выставляется во время урока при презентации учеником своей работы, остальные оценки после урока. Оценки должны быть выставлены, практически всем присутствующим на уроке ученикам.

     3.2. Самооценивание учениками собственных результатов (как, в какой форме и кем будет организована, каков способ фиксации оценки).

Самооценивание учениками собственных результатов может быть проанализировано учениками во внеурочное время по результатам выполнения домашнего задания в виде тестов «Якласс»

 

 

Литература

  1. Новиков А.Н. Использование в школе на уроках информатики программ совместной работы, общего сайта и электронной почты / А.Н. Новиков // Приложение к международному научному журналу Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2017. Т.13. – №3. – С.332-339.
  2. Новиков А.Н. Использование программ совместной работы при методическом и технологическом подходах.//Наука сегодня. Проблемы и перспективы развития./Материалы международной научно-практической конференции 29 ноября 2017, ч.3. Вологда, 2017. С. 128-131.
  3. Новиков А.Н. Методические основы использования программных средств в проектной деятельности / А.Н. Новиков // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2017. – №1. – С.115-123. DOI: 10.18384/2310-7219-2017-1-115-123