НЕКОММЕРЧЕСКАЯ КОРПОРАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПРЕПОДАВАТЕЛИ ИНФОРМАТИКИ ПОДМОСКОВЬЯ»

Ул. Гагарина, д.42, г.Королев, М.О., 141070

ИНН/КПП 5018179774/501801001, ОГРН 1155000002750

Тел./факс 8-495-516-99-29

e-mail: api_korolev@ut-mo.ru

Скрябина Галина Нафаниловна

Методическая разработка урока информатики с применением кейс-метода.

 

Кейс-метод или метод конкретных ситуаций следует отнести к методам активного проблемного, эвристического обучения.  Название метода происходит от английского case– случай, ситуация и от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.

Суть его в том, что обучающимся предлагают осмыслить и  найти решение для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу.
 

Типологические признаки кейса: 
Данный кейс относится к категории образовательных, бессюжетных. Это обучающий кейс.
Он малых размеров, не структурированный.
По способу представления учебного задания – кейс-задание. 
По дидактическим целям кейс относится к категории тренинговых, т.е. предназначен для отработки умений и навыков по учебной теме. 
Способ оформления: электронный, печатный. 
Кейс может быть использован при изучении дисциплины «Информатика», по теме Программирование циклов на Паскале».

Методические указания для учащихся:

Заранее найти примеры из произведений  художественной литературы, художественных кинофильмов, где бы перед героем стоял выбор дальнейших действий и чем он мотивировал свой выбор. Найти объяснение слова «Выбор» из разных источников, записать это в тетради.

Кейс литературных источников: Булгаков "Мастер и Маргарита" (выбор Понтия Пилата);
Пушкин "Капитанская дочка"  (выбор Петра  Гринева);

Н. Гоголь «Тарас Бульба». (Андрий решает перейти на сторону поляков или остаться на стороне казаков);

М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»;

Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрыйпискарь»;

М.А. Шолохов «Судьба человека»;

Л.Н.Толстой.   "Война и мир" ;
А.С. Грибоедов  «Горе от ума»;
Повесть о Петре и Февронии Муромских где Петр стоит перед выбором: власть или Феврония;
Станционный смотритель, где дочка Дуня выбирала: отец или гусар


Проблема
Выбор оптимального метода программирования для разработки программы с «выбором»
 

Конспект учебного занятия с применением кейс-технологий

 

 

Тип урока:  урок изучения нового материала

Продолжительность урока:90  мин (два урока)

Тема урока«Оператор  множественного выбора Case»

Цель урока: уметь составлять программы, используя структуру оператора выбора Case  в программной среде ABCPascal


Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

 

Метапредметные:

 

Предметные:

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

 

Электронное приложение к учебному занятию

 

Электронно-образовательные ресурсы:

 

Дополнительный материал в бумажном варианте:

«Циклические алгоритмы»;

«Программирование циклов»;

«Поиск наибольшего и наименьшего элемента массива».

 

 

 

Структура и ход урока
 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Формируемые УУД

До урока

1. Подбирает кейс.
2. Определяет основные и вспомогательные материалы.
3. Разрабатывает сценарий урока.

Получает кейс и список рекомендуемой литературы.

 

 

Организационный этап

 

Приветствие учащихся

 

1 мин

 

Самоопределение к деятельности

Цель:

Включить учащихся  в деятельность на личностно-значимом уровне

 

Презентация Слайд №1

 

Мы выбираем,  нас выбирают

(звучат отрывки из песен:Мы выбираем, нас выбирают.. Птица счастья)

Каждый день мы с вами стоим перед выбором, выбираем что одеть, что скушать на завтрак, каким путём пойти в школу и многое другое.

Вам заранее было предложено найти примеры из произведений  художественной литературы, художественных кинофильмов, где бы перед героем стоял выбор дальнейших действий и чем он мотивировал свой выбора, а также найти объяснение слова «Выбор» из разных источников

Ответьте, пожалуйста, на вопрос, что такое выбор?

Выбор — разрешение неопределенности в деятельности человека в условиях множественности альтернатив.

 

Значение слова Выбор по Ефремовой:
Выбор

1. Действие 
2. То, из чего можно выбрать; ассортимент. 
3. То, что выбрано. 

Значение слова Выбор по Бизнес словарю:
Выбор - главный этап процесса принятия решения, состоящий в отборе одного варианта из нескольких возможных. 

Как вы думаете, можем мы обойтись без выбора в жизни? Ответ обоснуйте. Сейчас каждая группа приведет свои примеры из художественных произведенийгде бы перед героем стоял выбор дальнейших действий и чем он мотивировал свой выбора, как бы вы поступили на его месте.

Самостоятельные попытки учащихся сформулировать проблему урока, её тему.












Высказывают предположения о лексическом значении слова «выбор», высказывают своё мнение о научных  определениях слова «выбор».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





 




Зачитывают примеры. Обсуждение ситуаций: как бы они поступили в данной ситуации.

 

5 мин

Регулятивные: совместное целеполагание, выработка способов действия.

Познавательные: выдвижение гипотез, овладение основами изучающего чтения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Актуализация знаний и мотивация.

 

В программировании на языке Паскаль тоже есть оператор выбор. Сегодня мы с ним и познакомимся.
 Откройте страницу 131 в учебнике, внимательно просмотрите текст, найдите вопрос, который будет отражать тему урока.

Презентация Слайд№5

 

Вопрос №9 Зачем нужен оператор выбора? Как можно обойтись без него?

Открываем тетради для конспектов, записываем тему урока: «Оператор выбора»

Используя карту памяти к главе 8 «Алгоритмизация и программирование» (карты памяти (интеллект-картыассоциативные картыmindmaps) к учебнику «Информатика.Углублённый уровень» для 10-11 классов К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина) на сайте

http://kpolyakov.narod.ru/school/probook/images/mm10_8.png

Определите, к какому разделу относится тема нашего урока, как она звучит и какие знания, полученные ранее,  нам понадобятся? (ветвление, условный оператор). Для более полной информации о циклических алгоритмах использовать кейсовый материал на ваших столах.


Решим задачу, активизируя знания по данной теме

Презентация Слайд№6

На слайде представлены три числа, назовите ассоциации, которые возникают у вас при виде данных чисел? – 2015 (позапрошлый год, год литературы),70 (70 лет - пожилой возраст, 10 (10 класс), ответьте на вопрос, какое из чисел наибольшее? Наименьшее? Были ли трудности при ответе на данный вопрос?

Как нам определить наибольшее из трёх чисел, используя язык программирования PASCALABC? Можете сразу ответить на данный вопрос?

Давайте решим данную задачу, используя материал предыдущих уроков.

Решим задачу несколькими способами (работа в группах)

Организация работы учащихся в группах:

- составить программу на языке программирования ABCPascal;

 Обеспечение каждой группы необходимым раздаточным материалом: раздаточный материал, который содержит формулировку задачи, описание переменных и алгоритм решения задачи.

Задания для групп

  1. Решить задачу, используя неполное ветвление
  2. Решить задачу, используя полное ветвление
  3. Решить задачу, используя сложные условия

 

Задача: 

Определить какое из трех, введенных пользователем, целых чисел максимальное и вывести его на экран.

Презентация Слайд№7

Описание переменных: 

В программе будет три переменные для чисел, вводимых пользователем: а,b. Также для упрощения алгоритма введем четвертую переменную, в которую по ходу выполнения кода будет помещено максимальное значение: max.

Презентация Слайд№8,9

Алгоритм решения задачи: 

  1. Сравнить первое и второе число (a и b). Переменной max присвоить значение переменной, содержащей большее значение.
  1. Сравнить значение переменной max с третьим числом, введенным пользователем (c). Если значение cокажется больше, чем max, то присвоить max значение третьего числа. Если же значение max окажется больше, то ничего не делать.

 

Презентация слайд 10,11

Возможные варианты решения задачи:

var

a,b,с, max: integer;

 begin

write('Введите три числа: ');

readln (a, b, c);

     if a >= b then

        max := a

else

        max := b;

     if c > max then

        max := c;

     writeln ('Максимальное из трёх целых чисел равно ', max);

 end.

var

a,b,c:integer;

begin

readln(a,b,c);

if(a>=b) and (a>=c)

thenwriteln ('max=',a)

elseifb>=c

thenwriteln ('max=',b) 

 elsewriteln('max=',c);

end.

Работа с учебником. Поиск необходимой информации.

Отвечают на поставленные вопросы. Определяют цель урока.

Работа с картой памяти на сайте К.Ю. Полякова. Читают дополнительный материал по циклическим алгоритмам.
Используя памятку на тему: «Ветвление. Условный оператор» решают одну задачу разными способами. Представляют свои работы на обсуждение

 

15 мин

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения.

Регулятивные: обучение продуктивным методам работы с учебником,

уметь давать правильные ответы, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, контролировать время выполнения задания.

Познавательные: осуществлять структурирование информации, создавать и преобразовывать модель необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные: уметь работать в группе, понимать и принимать чужую точку зрения, аргументировать свои мысли устно и письменно.

 

Постановка учебной задачи. Формулирование проблемы

Цель:

Определение конкретных направлений деятельности учащихся

 

Выявление причин затруднений, возникающих при прочтении исходного текста, планирование результата.

Условный оператор предназначен, прежде всего, для выбора одного из двух вариантов (простое ветвление).

Откроем учебник на странице 130, рассмотрим пример задачи.

Презентация. Слайд № 12

Слайд выводится без объяснений, учащимся предлагается сравнить две программы, проанализировать  и ответить на вопрос в чём сходство и различие данных программ?

Влияет ли изменения на результат выполнения программы?

Вывод: программа работает так же.

Сравним эти две программы.

Какие можем сделать выводы?

Очень похожие, почти не отличаются, только немного меньше символов.

После каждой строки ставится точка с запятой.

Почему же Вирту, автору Паскаль понадобилась данная структура?

Рассмотрим данную программу на деле.

(работа в среде Паскаль.)

  • Что будет если в программе 3 заменить 1, каким будет ответ? (март)
  • Что будет если 3 заменить 3..5? (весенние месяцы)
  • Что будет, если записать 1,2,12?  (зимние месяцы)

Она более совершенна.

Часто приходиться иметь дело с более многообразными ситуациями, когда из многих возможных вариантов приходиться выбирать что-то одно.

Оператор варианта в таких ситуациях может быть использован именно тогда, когда выполнение одного из нескольких действий зависит от значения выражения порядкового типа. Т.е. тех типов, количество значений которых можно чётко указать, а сами значения перечислить. (Это целочисленные типы, символьный, логический, перечисляемый, интервальный типы).

Презентация Слайд №13

Оператор Case работает следующим образом. Сначала вычисляется значение выражения-селектора, затем обеспечивается реализация того оператора, константа выбора которого равна текущему значению селектора. Если ни одна из констант не равна текущему значению селектора, то выполняется оператор стоящий за словом Else. Если слово Else отсутствует, то активируется оператор, находящийся за словом End, т.е. первый оператор за границей Case.

Селектор должен относится к одному из целочисленных типов. Список констант выбора состоит из произвольного количества значений, или диапазонов, отделенных друг от друга запятыми. Границы диапазона записываются двумя константами через разграничитель “..”. Тип константы должен совпадать с типом селектора.

Презентация Слайд №14,15

 

Работают с учебником, анализируют программы.

Совместно с учителем определяют структуру оператора множественного выбора Case.

Работа с памяткой «Оператор множественного выбора» каждому учащемуся раздаётся памятка по данной теме

 

20 мин

Регулятивные: уметь давать правильные ответы, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, контролировать время выполнения задания.

Познавательные: давать определение понятиям, осуществлять систематизацию, учиться основам изучающего чтения.

Коммуникативные: понимать и принимать чужую точку зрения, аргументировать свои мысли устно и письменно.

Первичное закрепление.

Цель:

Усвоение нового способа действий.

Закрепить полученные знания в ходе индивидуальной работы

Организация работы учащихся на выполнение типовых заданий с использованием оператора выбора Case. Текст задачи раздается в печатном виде и выводится на экран.

Презентация слайд 18,19

 

Решение задач

 

  1. Подумайте и напишите, что (кого) вы  будете выбирать в ближайшие два года, расставьте приоритеты.

Например: выбор экзаменов, профессии, учебного заведения, города, места проживания, спутника жизни и др.

Составьте программу, используя оператор выбора case

Возможный вариант программы:

Programvibor;

var n:integer;

begin

writeln (‘Введитемойвыбор’);

readln(n);

        case n of

           1:writeln (‘экзамены’);

2:writeln(‘учебное заведение’);

           3:writeln(‘профессия’);

           4:writeln(‘место проживания’);

           5:writeln(‘дополнительное образование’);

elsewriteln(‘неправильный ввод’);

end;

end.

 

Презентация слайд 20,21

  1. В зависимости от набранного количества баллов, напишите ваши планы.

Например: 80..100 – поступлю на бюджет

60..79 – есть шанс поступить на бюджет

40..59 – экзамены сданы, рассматриваю все варианты

0..39 – «А знаешь, всё ещё будет!».

Составьте программу, используя оператор выбора case и ваши варианты ответов

Возможный вариант программы:

Programvibor1;

varn:integer;

begin

writeln(‘Введите количество набранных баллов за экзамен’);

readln(n);

        case n of

           80..100:writeln (‘поступлюнабюджет’);

60..79:writeln(‘есть шанс поступить на бюджет’);

           40..59:writeln(‘экзамены сданы, рассматриваю все варианты’);

           0..39:writeln(‘«А знаешь, всё ещё будет!»’);

elsewriteln(‘неправильный ввод’);

end;

end.

Решение задач, используя дистанционную систему К.Ю. Полякова

Переходим по ссылке http://informatics.mccme.ru/mod/statements/view3.php?id=11144&chapterid=112163

Активизируемся на сайте.

Критерии оценивани заданий

 

Отметка «3» - Задача FВремена года

 

 

Напишите программу, которая вводит номер месяца и выводит название времени года на английском языке. При вводе неверного номера месяца должно быть выведено слово 'NO'.

Входные данные

Входная строка содержит единственное число – номер месяца (возможно, неверный).

Выходные данные

Нужно вывести название времени года (на английском языке), соответствующее введённому номеру месяца ('winter' – зима, 'spring' – весна, 'summer' – лето, 'autumn' – осень). Если введён неверный номер месяца, программы должна вывести слово 'NO'.

Отметка «4» - Задача GСколько дней в месяце

Напишите программу, которая вводит с клавиатуры номер месяца и определяет, сколько дней в этом месяце. При вводе неверного номера месяца должно быть выведено сообщение об ошибке. Считается, что год невисокосный.

Входные данные

Входная строка содержит единственное целое число – номер месяца (возможно, неправильный).

Выходные данные

Выходная строка должна содержать одно целое число – количество дней в этом месяце или 0, если был введён неверный номер месяца.

 

Отметка «5» - Задача  Новый год

Напишите программу, которая вводит с клавиатуры номер месяца и день, и определяет, сколько дней осталось до Нового года. При вводе неверных данных должно быть выведено сообщение об ошибке. Считается, что год не високосный.

Входные данные

Входная строка содержит два целых числа: номер месяца и номер дня в этом месяце.

Выходные данные

Программа должна вывести количество дней, оставшихся до Нового года. Если введены неверные данные, нужно вывести число -1.

 

  1. Анализируют условие задач
  2. Составляют программы, используя оператор выбора caseв среде языка программирования ABCPascal
  3. Самостоятельная дифференцированная работа по решению задач на сайте К.Ю. Полякова

20 -30 мин

Регулятивные: планировать решение учебной задачи:

- выстраивать последовательность необходимых операций используя компьютер;

- объяснять полученный результат и оценивать;

- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Познавательные:умение логически рассуждать и фиксировать наличие связей или их отсутствие, уметь представлять результаты работы.

 

 

Рефлексия
работа 4 групп

Вопросы для повторения:

  1. Сколько строк может быть записано в списке выбора?
  2. Может ли в операторе выбора отсутствовать часть else?
  3. Сформулируйте, что может являться ключом выбора?
  4. Можно ли оператор выбора заменить условным оператором if … then?

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

Личностные УУД:

-рефлексия способов  и условий

действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности

Домашнее задание

Предлагается список задач

Для получения отметки необходимо выбрать, решить  две задачи, из предложенных критериев

Отметка «3» - задачи 1, 5, 6, 8

Отметка «4» задачи 2,3, 4,7

Отметка «5» задачи  9,10,11

 

Задачи для домашнего решения.

  1. Василиса Прекрасная сказала Кощею бессмертному, что выйдет за него замуж тогда, когда у него будет 5000 сундуков с золотом, сейчас у него 3000 сундуков, каждый год количество сундуков увеличивается на 20%. Через, сколько лет Василиса выйдет замуж?
  2. Написать алгоритм, позволяющий получить словесное наименование школьных оценок.
  3. Написать алгоритм, классифицирующий треугольники (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные), если даны углы.
  4. Написать алгоритм, который по номеру дня недели - целому числу от 1 до 7 выдавать в качестве результата количество уроков в классе в соответствующий день.
  5. Написать алгоритм нахождения числа дней в месяце, если даны: Номер месяца n - целое число а, равное 1 для високосного года и равное 0 в противном случае.
  6. По номеру дня недели вывести его название.
  7. В зависимости от того введена ли открытая скобка или закрытая, напечатать "открытая круглая скобка" или "закрытая фигурная скобка". (Учитывать круглые, квадратные, фигурные скобки).
  8. В зависимости от введённого символа L, S, V программа должна вычислять длину окружности; площадь круга; объём цилиндра.
  9. По введенному числу от 0 до 15 вывести название цвета, соответствующего этому коду.
  10. Написать программу, которая бы предлагала меню для вывода графических объектов, и рисовала бы соответствующий выбору.
  11. Придумайте шуточный тест с выдачей шуточных результатов.
  12. Придумайте программу на использование оператора выбора сase.

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Памятка на тему: « Ветвление.  Условный оператор»

 

 

Приложение №2

Памятка на тему: « Оператор выбора Case»

 

 

 

 

Приложение 3

Циклические алгоритмы

Основные темы параграфа: 

♦ команда цикла; 
♦ цикл в процедуре;
♦ блок-схемы алгоритмов; 
♦ цикл с предусловием.

Команда цикла

Обсудим решение следующей задачи.

Задача. Исходное положение: ГРИС — у левого края поля, направление — на восток. Требуется нарисовать горизонтальную линию через весь экран.

Задачу можно решить, написав 15 раз команду шаг (если поперек поля рисунка 15 шагов). Но есть и более короткий вариант программы. Вот он:

пока впереди не край, повторять
нц
         шаг
кц

Здесь использована команда, которая называется циклон. Формат команды цикла следующий:

пока <условие>, повторять
нц
                <тело цикла>
кц

Служебное слово нц обозначает начало цикла, кц — конец цикла.

Это первая команда из СКИ, которая использует обратную связь между графическим исполнителем и управляющим им компьютером. Она заключается в том, что проверяется, не вышел ли ГРИС на край поля и не грозит ли ему следующий шаг или прыжок в этом направлении аварией. Проверяемые условия звучат так: «впереди край?» или «впереди не край?». На что машина получает от исполнителя ответ «да» или «нет».

В приведенном примере проверяется условие «впереди не край?». Если «да», то делается шаг (т. е. выполняется <тело цикла>). Затем происходит возврат на проверку условия, и все повторяется. Если проверка условия дает отрицательный результат (т. е. впереди край), то выполнение цикла завершается и исполняется следующая команда программы.

При программировании цикла важно думать о том, чтобы цикл был конечным. Цикл, записанный выше, — конечный. Двигаясь в одном направлении, исполнитель обязательно достигнет края, и на этом выполнение цикла закончится.

Ситуация, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается, называется зацикливанием. Пусть ГРИС находится в середине поля. Исполнение следующего цикла:

пока впереди не край, повторять 
нц
       шаг
       поворот
кц

никогда не закончится. ГРИС будет бесконечно рисовать квадратик, так как проверка условия «впереди не край?» всегда будет давать положительный ответ.

Цикл в процедуре

Задача 4. Теперь составим программу, по которой графический исполнитель нарисует прямоугольную рамку по краю поля (рис. 5.7). Исходное положение: ГРИС находится в левом верхнем углу, смотрит на юг.

Рамка состоит из четырех линий, поэтому разумно воспользоваться процедурой, проводящей линию от края до края поля. Опять будем действовать методом последовательной детализации. Напишем сначала основную программу.