НЕКОММЕРЧЕСКАЯ КОРПОРАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПРЕПОДАВАТЕЛИ ИНФОРМАТИКИ ПОДМОСКОВЬЯ»

Ул. Гагарина, д.42, г.Королев, М.О., 141070

ИНН/КПП 5018179774/501801001, ОГРН 1155000002750

Тел./факс 8-495-516-99-29

e-mail: api_korolev@ut-mo.ru

Унская Тамара Юльевна 

Разработка кейса «Новый компьютер в кабинет информатики»

по теме урока «Компьютер – это система»

Предмет: Информатика

Класс: 3 класс

Тема: Новый компьютер в кабинет информатики

УМК: Матвеева Н.В. Информатика 3 класс ФГОС

Кейс: мини-кейс учебный, Case Method (Поиск решения)

Цель: Показать, из каких взаимосвязанных частей состоит компьютер и как они связаны между собой.

Задачи:

Приемы и методы обучения:

  1. Проблемное обучение
  2. Мозговой штурм
  3. Работа в группах
  4. Индивидуальная работа за компьютером
  5. Презентация результатов

Аннотация.

Учебный кейс предполагает проведение анализа ситуации и фо­кусирует внимание ученика на принятие решения, которое долж­но быть обосновано и предложено обучающимся от имени действу­ющих героев кейса. В варианте Case Method   основной задачейявляется решение проблемы. С помощью представленных данных нужно решить поставленную задачу: составить заявку директору школы на новый компьютер в кабинет информатики. Работе с кейсом предшествовало домашнее задание – мини-проект «Характеристика объекта компьютер». Кейс рассчитан на 1,5 академических часа: 1 полный час – этапы организации занятия и совместной деятельности; 0,5 часа – презентация каждой группы и этап анализа и рефлексии совместной деятельности.

Учебный план:

  1. Домашнее задание после изучения темы «Мир объектов»: мини-проект «Характеристика объекта компьютер».
  2. Знакомство с кейсом (10 мин.)
  3. Определение проблемы по характеристике компьютера – мозговой штурм (10 мин.).
  4. Распределение групп по 4-м направлениям: 1 гр. - какие данные мы создаем во время уроков и на внеурочке;   2 гр. - программное обеспечение; 3 гр. - устройство компьютера, 4 гр. - функциональная схема (5 мин.).
  5. Разработка своего варианта заявки на новый компьютер (15 мин.).
  6. Домашнее задание: закончить разработку и оформление заявки.
  7. Презентация результата работы группы.
  8. Анализ и рефлексия совместной деятельности.

Примерные ответы на вопросы:

  1. Элементный состав, ПО, данные, отношения (см. Приложение № 1).
  2. Аппаратные части, ПО, данные.
  3. Системные, прикладные, инструментальные. Нам нужно добавить прикладные программы – тренажеры по разным предметам, переводчики; игры; графические редакторы; программы для создания фильмов.
  4. Устройства ввода-вывода информации, процессор, память, периферийные устройства. Нам в кабинет нужно добавить микрофоны, наушники, чтобы не мешать соседям, видеокамеру, планшет, купить новые мышки, лучше беспроводные.
  5. Виды данных: текстовые, графические, числовые, звуковые, медиаданные. Пользуемся мы на ученических компьютерах только первыми тремя.
  6. Устройства компьютера можно заменять, это позволяет делать то, что все устройства крепятся к системной шине независимо друг от друга. Например, можно заменить проводную мышь на беспроводную или подключить микрофон.
  7. Человек управляет компьютером, устройства – часть компьютера, у процессора одного компьютера быстродействие больше, чем у другого, один компьютер дороже, чем другой.
  8. Заявку лучше начать с того, что мы делаем и что еще могли бы делать на уроке – какие данные создаем. Затем описать, какие программы для этого необходимы. Потом рассказать, какие устройства нам нужны. И почему мы можем заменить устройства без отключения других.

Анализ.

Кейс разработан для третьеклассников, для них это новая форма работы на уроке. Основывается кейс на таких формах, как мозговой штурм и проект, с которыми обучающиеся уже хорошо знакомы. Материал учебника перекликается с темой домашнего задания – проекта. Учащиеся, применяя аналитические приемы, выбор и сопоставление, должны составить характеристику компьютеру, на котором  хотели бы выполнять различные учебные и творческие задачи, а также устраивать игровые поединки. Отвечая на вопросы к кейсу, ученики выбирают альтернативные решения, постепенно формируют положения заявки для директора школы. Работа в группах помогает уточнять и расширять сведения для заявки, также учит совместной работе и умению отстоять свое мнение.

Эпилог.

Таким образом, работа с кейсом позволит детям уяснить, что компьютер – это система взаимосвязанных частей: устройств, ПО и данных. Также научит решать практические задачи по подготовке к покупке компьютера. Читая, обсуждая материалы и отстаивая свою идею, дети ликвидируют пробелы, которые были до этого.

 

 

КЕЙС «Новый компьютер в кабинет информатики»

В нашей школе есть 3 кабинета информатики, из них один – для начальной школы. В кабинете 15 ученических компьютеров стандартной комплектации, которые соединены в локальную сеть кабинета, один из них нерабочий, один не может подключиться к локальной сети. ПО: Windows 7, MicrosoftOffice 2010, Paint.Net, Scratch, тренажер «Руки солиста», игр нет. В кабинете есть интерактивная доска с проектором, МФУ подключен к учительскому компьютеру, так же как колонки, документ-камера, веб-камера. Когда включены все компьютеры, то в кабинете стоит гул.

Родители учеников пожаловались директору школы на громкость работающих компьютеров, на плохую работу мышек, на то, что не на всех компьютерах можно прослушать звуки через личные наушники, а колонок нет, на невозможность записать речь – нет микрофонов. Директор вызвала учителя для объяснения данных фактов. Учитель сказала, что комплектующие низкого качества, необходима замена мышек, приобретение колонок и микрофонов. Директор ответила, что сейчас она не может принять никакого решения, ей необходима подробная информация о том, что необходимо для организации работы на уроках и во внеурочной деятельности.

Задание по ситуации: на основании материалов (§§ 14, 16 учебника (Матвеева Н.В. Информатика 3 класс ФГОС: М., Бином, 2013) и личные проекты "Характеристика объекта компьютер") составить и обосновать заявки для учителя информатики, чтобы учитель составил заявку директору школы на новый современный компьютер. 

Вопросы к кейсу

  1. Какие характеристики вы дали компьютеру и почему?
  2. Какие части можно выделить в компьютере?
  3. Назови виды программ, которые ты знаешь. Какие программы нужны нам в кабинете, только ли по информатике?
  4. Какие устройства можно выделить в составе компьютера? Назови и расскажи о них. Достаточно ли этих устройств в наших компьютерах и в кабинете информатики?
  5. Какие виды данных можно выделить и отразить на схеме? Какими из них мы пользуемся?
  6. Можно ли заменить одно устройство компьютера, если оно сломалось, а другие оставить без замены? Приведи примеры.
  7. Назови отношения, которые входят в характеристику компьютера.
  8. В каких направлениях лучше составлять заявку?

 

 

 

Материалы к кейсу

§§ 14, 16 учебника (Матвеева Н.В. Информатика 3 класс ФГОС: М., Бином, 2013)

Личные проекты "Характеристика объекта компьютер"